
День третий. Брест — Вильнюс.
Белоруссия, такая Белоруссия. Минский гаишник. Брестская крепость. Мимо зубров. Особенности обрядов в Белоруссии. Мегаочередь из фур. Дороги Литвы. Необычная гостиница. Казус в кафе.
Предыдущая часть...
При выборе, куда использовать подаренные нам два дня, немаловажным аргументом в сторону пути через Шацкие стало то, что мы можем попасть в Брест и грызуны смогут посмотреть Брестскую крепость.
Что вам сказать за езду по Белоруссии? Дороги обычные, но покрытие хорошее даже на довольно небольших дорогах местного значения. Скорость никто практически не превышает, местные гайцы умеют мерить ее на ходу, что в попутном, что во встречном направлении. Размер взятки – ок $10. Трасса Брест-Минск — автобан. Ограничение 110, и она платная. Оплата для иностранцев на легковой машине – 4 USD или EUR 3, для местных – не знаем. И учтите, «зайчики» от иностранцев не принимают, но сдачу с десятки баксов отдали.
Дорогу до Минска описывать не буду, там все просто. На въезде нам попался колоритный дядька-гаишник на девятке, который стоял на встречной полосе и выписывал штраф, параллельно его отчитывая, какому-то местному бедняге, который подобострастно смотрел на «товарища милиционера» и грустно, но с готовностью кивал. Внешне сцена удивительно напоминала директора школы, который поймал ученика, «смывшегося» с урока и записывает ему в дневник замечание. При этом сам гаец все проделывал не выходя из-за руля, что не удивительно – он был такой комплекции, что у меня создалось впечатление, что утром его сажают, как в древние времена рыцаря на коня, с помощью крана в машину и только вечером вынимают обратно.
На мой вопрос, как проехать к крепости, дядька сперва поинтересовался, моя ли эта машина с украинским флагом, при этом он почему-то показывал вперед, в то время, как мы стояли на противоположной стороне сзади него. Аккуратно убедившись, что впереди точно нет еще одной машины с украинским флагом, я сказал что да, моя, но, осторожно заметил, что она стоит сзади. Гаец раздосадованно сказал «ну да» и тут я увидел, что, поскольку поворачиваться ему лишний раз сложно, он показывает в зеркало заднего вида, к-е я не видел. Потом в добродушной, но при этом строгой манере он объяснил дорогу к крепости, повторил еще два раза и, вы будете смеяться, настойчиво заставил меня тоже повторить два раза и только убедившись, что я понял все точно, отпустил. Думаю, что и сейчас оказавшись там, я бы нашел. Вот она, сила методов советского образования!
Возле крепости мы вспомнили, что у нас нет местных денег и в крепость нас не пустят. Взвалив ответственность за это на главбуха Шушлика, поехали обратно в центр менять деньги. Потеряв на этом минут тридцать, мы вернулись к крепости. Вход оказался бесплатным.
Впрочем, мы решили перекусить. В большой палатке мы купили два чебурека, два кваса и мороженное. Это разорило нас на полтора доллара. Чебуреки были советские, но многомясистые и вкусные. Такие в СССР, наверное, только в столовой ЦК продавали J
Сама крепость, конечно доставляет. Помню, как в прошлый раз, когда Тигра был в Крепости (лет тридцать назад, еще в совсем советское время), к реке не разрешали даже подходить и утверждали, что с той стороны реки уже Польша, поэтому подход к реке расценивается как попытка незаконного пересечения государственной границы СССР, вот так вот. Как оказалось, граница чуть дальше и можно перейти по мостику на ту сторону. Впрочем, там только какой-то музей где был какой-то концерт какой-то самодеятельности. Выглядело жутковато, но народ валил толпами и мы были единственными, кто перешел по мостику обратно. Посмотрели два музея – новый небольшой возле арки перед мостиком (да я знаю, знаю, что это Холмские ворота, но не хочу умничать), посвященный, в основном, съемкам художественного фильма о Крепости. Второй, конечно же, Музей Обороны Брестской Крепости. Тигре и Сурикату очень понравилось, Шушлик таскался за нами ползком и переодически постанывал. Шушлик не любит то из чего стреляют. Шушлик любит то, на чем можно вкусно приготовить нямку. Ну и саму нямку Шушлик тоже любит. И как Тигра не распинался об уникальности трехлинейной винтовки Мосина, о принципах работы противотанкового ружья 50-го калибра и уникальности пулемета Дегтярева – ничто не вызывало отклика.
Чего не скажешь про Суриката, который сразу же научился отличать американский пулемет Максима от взводного миномета J и с удовольствием примеривался к крупнокалиберному пулемету с устройством для ведения огня по воздушным целям J
Что интересно, в музее многие находки датируются совсем недавними годами, то есть раскопки все еще ведутся. Земля набита артефактами прошлых времен, проблема только в том, что некоторые из них до сих пор взрывоопасны.
Дальнейший наш путь планировался через Беловежскую пущу с попутным отстрелом отсмотром зубров, но учитывая два обстоятельства – что во-первых уже 4 часа вечера, а во-вторых что на купленной нами карте дорога через Пущу как-то неожиданно обрывалась (в отличие от карт google, где она бежала спокойно дальше), что наводило на мысли оказаться вечером где-то перед забором какой-нить закрытой зоны в Беларуси, мы решили, что зубров посмотрим в Литве, все равно в планах есть, и поехали так: Брест-Лида-Вильнюс: http://goo.gl/maps/EqSBg
На стоянке перед брестской крепостью мы видели 5-6 машин с украинскими номерами. Следующие легковые машины с нашими номерами мы увидели только при обратном пересечении границы.
Выезд от крепости: ехать в сторону центра (прямо, если смотреть от главного входа, собственно туда, откуда и приехали) и ехать не сворачивая аж до выезда из Минска и далее. Автобан начинается после окружной города Кобрин. Карты Белоруссии во всех навигаторах к-е успел посмотреть, весьма схематичны, поэтому рекомендую поступить как мы, и купить карту бумажную, прямо в киоске возле крепости. Но и она не спасала. Никакого поворота за Иванцевичами все не было и не было. Когда мы поняли, что дело пахнет чем-то странным, мы ломанулись в ближайший поворот направо, где было указано, что в итоге мы повернем налево (никто не запутался? J ). Поворот был в стадии ремонта (карма, да) и некоторое время мы ехали в сторону от дороги, причем строго в противоложную от нужной нам, и, что тоже доставляло, четко видя впереди знак «кирпич». Но, прямо перед ним, оказался скрытый за кустами поворот в обратную сторону и, немного попетляв по ремонтам мы выскочили к городку Слоним.
.
.Где-то в пути остановились по причинам санитарного характера, и.... пришлось задержаться. Все было покрыто замляникой и немного черникой. За десять минут нормально так набрали и поели. Тигра, даром что сам не очень любит такое кушать, не мог оторваться от сбора шаровой ягоды и грызуны, практически насильно усадили его обратно за руль. А потом, в Литве, земляника сопровождала нас везде, видимо был сезон и урожайный год.
По дороге к Лиде мы остановились в небольшом поселке, чтобы купить еды и перекусить. Пока Шушлик пасся в магазине, а Сурикат мирно дремал на заднем сидении, Тигра сделал пару кадров села. Из наливайки, пристроенной к магазину раздался заплетающийся голос: «А что это тут за хохлы без спросу прыихалы, та ще й знымають без дозволу?» Характерно, что сказано это было больше на украинском, чем на белорусском. Впрочем, конфликта не призошло – хоть говорящий и улыбался, превращая свои слова в шутку, его тут же заклевали собутыльники, а один даже подошел извиняться. Сказал, что у него сестра в Украине и мы мило побеседовали, вернее, повздыхали: «А как у вас?» «Да не спрашивайте, а у вас?» «Да живем еще как-то» «Дааа.....». Правда, белорусс как-то все время огладывался, как если бы он при Брежневе рассказывал анекдот про политбюро.
.

В Лиде проездом посмотрели Лидскую крепость (промазать нельзя, сразу после вьезда длиннющая улица и ее сразу видно). Дальше Лида проезжается по главной, хотя дорога ведет через такие улицы, что пришлось спрашивать проезда J
Кстати, в Белоруссии в эти дни был какой-то церковный праздник-не праздник, но явно что-то было – во всех селах буквально на каждом втором углу стояло что-то типа икон, повернутое по католическому обычаю к центру перекрестка, в цветах и возле каждой – много бабушек/дедушек на скамейках. Буду благодарен за разьяснения, чтоже это было J
Ну а мы почти доехали до границы. И тут.... За 15 километров до границы вдоль дороги стояли фуры. Это была даже не очередь – какая-то мегаочередь! К счастью, у нас своя очередь и мы, обьехав все фуры стали в нее. До границы было метров 500. Белорусов проходили часа два, на литовской таможне сперва прошелся мальчик-офицер, собрал паспорта, спросил, куда мы едем и ушел. Потом пришла девочка-офицер, опять спрсила, куда мы едем, попросила открыть багажник, увидев наши вещи хмыкнула, попросила открыть «хоття-бы ввверхнииий чеммоданн», отдала паспорта и все. 15 минут и – привет, Литва!.
Мы, предвкушая оставшиеся несколько десятков километров, по идеальным литовским дорогам радостно выехали из таможни и.... сработала наша карма. Это пограничный пункт, похоже, недавно расширили, и теперь литовцы тянут к нему соответствующую дорогу. Ну а пока реверс J Причем не просто реверс, а без покрытия. Вобщем вышло такое фиеста-ралли: ямы, темнота, пыль и фуры на хвосте, спешащие по своим делам. С горем пополам выбрались из реверса, добрались до Вильнюса, нашли по адресу гостиницу.... веренее так: нашли адесс. Гостиницы не было. Решили позвонить и тут только увидели, что заселение до 17:30, а времени было почти полночь. Заспанный голос нам ответил, я извинился за опоздание, сославшись на границы, а хозяйка на наше счастье, оказалась тоже из Украины, да еще и дома, и вообще очень милой женщиной и нас пустили. Оказалось, что это скорее аппартаменты в мансардном этаже жилого дома, переделанного под небольшую гостиницу.
Заперев чемоданы на пятый этаж и припарковав Фиесту во дворе, я возжелал честно заслуженного литовского вкусного пива. И тут же вспомнил, что, о горе мне, горе!, в литве алкоголь после 22-х не продают! К счастью, мы жили на главной улице Вильнюса – проспекте Гидеминеса, возле филармонии, а это почти центр и напротив были две небольшие кафешки, где мы с Шушликом и попили вкусного, хоть и бельгийского, пива «Гримберген», которое я в честь дедушки называл по его фамилии и изменив окончание на литовский манер – «Гринбергас». Сурикат, тем временем, отсыпался в номере, вернее, добравшись до бесплатного файфая сидел в сети.
В кафе произошел небольшой курьез – на посошок я заказал рюмочку местного напитка Суктинис, который относится, на секундочку, к национальному достоянию Литвы. Мне долго-долго не несли его, а потом принесли какой-то суп. После некоторого недопонимания, пришло еще две девушки, к-е в упор не знали, что такое Суктинис в качестве напитка. А ведь Суктинис, это еще и свадебный танец, хорошо что они и этого не знали, а то бы решили, что я извращенец и прошу их потанцевать. Потом пришел мальчик-бармен, который внимательно всех выслушал и сказал, таки-да, что я прав, и есть такой напиток, и он национальный и известный, и стыдно девушкам-официанткам этого не знать. И вовремя, надо сказать, он пришел, ибо я уже начал думать, что несколько подвинулся мозгами. Ну представьте себе, что бы вы чуствовали, если бы, в Украине в центре Киева в кафе официант не знал бы что такое борщ и пытался вас убедить, что такого нет.
Дальше: Прекрасное утро. Спасамся в пабе от солнца. Якудза. Йо-Йо. Ужужпис. Поиски Шнекутиса. Как Тигра нарушал закон, а Шушлик его чуть не спалил.